Для российских компаний, развивающих филиалы в регионах, найти персонал в провинции - большая проблема: чем меньше город, тем менее эффективны традиционные инструменты набора - через рекрутеров, объявления и т. п. Поэтому компании изобретают свои способы поиска сотрудников.
Компании 'АЗ-Строй' требовались торговые представители сразу в двух городах - Воронеже и Волгограде. Менеджер по работе с персоналом компании Лариса Селезнева говорит, что, если бы нашелся тогда человек, который бы научил, с чего начинать в такой ситуации, она бы ему 'и денег приплатила'. Но умельца не нашлось, и шишки пришлось набивать самим.
С Волгоградом еще повезло - по рекомендации коллег нашлось неплохое агентство, которое сработало быстро и качественно. С Воронежем все вышло сложнее. Первое, что сделали, - разместили объявления о вакансии в Интернете, местной газете и даже на местном телеканале. Интернет не сработал, а местные СМИ дали неожиданный результат. 'Чего только не было, - вспоминает Селезнева. - Каких только резюме не присылали - и в стихотворной форме, и с просьбами вроде "возьмите меня, я хороший". А нужных кандидатов не оказывалось'. Пробовали посотрудничать с одним из местных агентств, но там попросили солидную предоплату, и компания решила не рисковать. 'Других вариантов поиска в голову не приходило, - рассказывает Селезнева. - И тут я вспомнила про родственников знакомых моей сестры, которые на лето приезжали к бабушке в Воронеж. История может показаться анекдотичной, но это сработало'. Родственникам знакомых пришлось основательно порыться в памяти и вспомнить всех пригодных кандидатов. Когда у свеженанятого торгового представителя спросили, видел ли он рекламу, он ответил, что видел, но обратиться постеснялся - Москва все-таки.
С подобными проблемами сталкиваются многие HR-службы. 'Когда мы искали директора представительства в Краснодаре, то было не понятно, с чего начинать, - вспоминает менеджер по персоналу группы компаний "Сиеста" Карина Кравцова. - Сам алгоритм действия был не ясен'.
Культурный шок
Менеджеры по персоналу, перед которыми встает задача набрать персонал в филиал, открывающийся в неизвестном им регионе, по привычке обращаются в местные рекрутинговые агентства. Но результат их работы оставляет желать лучшего. 'У HR-менеджеров, привыкших к работе с московскими агентствами, волосы встают дыбом, когда они получают списки кандидатов из регионов, - говорит директор по персоналу агропромышленной компании, просивший не упоминать его имени. - Однажды на вакансию регионального директора по продажам нам прислали кандидата, который до этого работал старшим продавцом в супермаркете'.
Два года назад консалтинговая компания KMS Group провела исследование рынка рекрутинга в регионах. Тогда она на себе почувствовала, что значит искать в регионах качественное агентство. Во-первых, оказалось, что информация о региональных компаниях по подбору персонала практически отсутствует. Во-вторых, найденные и заполнившие анкеты 53 региональные компании часто давали о себе сильно приукрашенную информацию. Например, 34 компании указали, что работают по технологии целевого поиска, хотя на самом деле использовали только технологию отбора с открытого рынка труда. Один из авторов исследования, PR-менеджер компании KMS Group Наталья Васильева, говорит, что за два года рынок изменился. 'Число местных рекрутинговых агентств растет. Однако по своему опыту и по отзывам наших клиентов знаем, что качество услуг по-прежнему оставляет желать лучшего', - считает Васильева.
Будьте проще - позвоните конкурентам
У компании по производству и продаже кровельных и изоляционных материалов 'ТехноНИКОЛЬ' сбытовые структуры в 103 городах России и странах СНГ. Филиальную сеть активно начали развивать с 2000 г. 'Конечно, мы используем такие стандартные методы поиска специалистов, как сотрудничество с региональными кадровыми агентствами, реклама в СМИ', - говорит руководитель службы персонала этой компании Татьяна Копылова. Но, по ее наблюдениям, чем меньше город, тем менее эффективен каждый из этих инструментов. А если это не миллионник, то нет никаких гарантий, что там есть рекрутинговое агентство. Копылова со временем пришла к парадоксальному на первый взгляд выводу: искать помощи надо у конкурентов. Она просто смотрела по объявлениям, кто уже искал сотрудников аналогичного профиля, набирала номер этого работодателя и просила совета. 'Многие поначалу, конечно, удивляются: как это так - делиться информацией с конкурентом, - рассказывает Копылова. - Но как ни странно, я еще ни разу не получила отказа - только дельные советы, рекомендации'. По ее мнению, здесь срабатывает такой эффект - любому человеку приятно почувствовать себя экспертом. Кроме того, компания уже закрыла свою вакансию, и, делясь информацией, она фактически ничего не теряет.
В действенности подобного метода убедилась и менеджер по персоналу группы компаний 'Сиеста' Карина Кравцова, когда искала директора представительства в Краснодаре. 'Я знала, какой человек мне нужен. И, как показала практика, действительно, можно обращаться в конкурирующие компании или компании со смежной деятельностью', - говорит она.
Учитывайте местную специфику
За три года поиска персонала в регионах компания 'Патэрсон' разработала свой алгоритм поиска, который ориентирован на самостоятельную работу. Рекрутеры обеспечивают меньше 10% от всех необходимых должностей, поэтому было решено доверить им только поиск управленцев. На собеседование с ними в регион приезжает менеджер по персоналу из Москвы, который одновременно изучает местные СМИ, в которых будет размещено объявление о наборе персонала. Схожий метод используется в компании 'Аптека-холдинг', которая за три года открыла 20 филиалов и 30 региональных представительств.
Они дают заявку в региональное кадровое агентство, и если оно присылает резюме более пяти кандидатов, отвечающих всем формальным требованиям, то в регион отправляется сотрудник компании. За два-три дня командировки специалист проводит беглый мониторинг по способам поиска персонала среднего и низшего звена, изучая СМИ, характер подачи объявлений в них и альтернативные способы поиска. 'Мы убедились, что не бывает регионов, где нет эффективных СМИ, но часто выяснить реальное положение дел можно только на месте', - говорит директор по персоналу компании 'Аптека-холдинг' Александр Голубенко. Отобрав 10-15 подходящих газет, менеджеры обращаются за советом в местные кадровые, рекламные агентства, к знакомым из компаний, уже открывших филиалы в этом регионе. Также с этими представителями обсуждается текст объявления. По словам Голубенко, в каждом регионе есть особая специфика - где-то следует делать упор на всероссийский масштаб бизнеса, где-то создавать имидж местной компании.
Давая объявление в региональной прессе, не стоит требовать от претендентов конкретного отраслевого опыта, считает Копылова. Когда в ее компании декларировали такой подход, местные рекрутеры им говорили: 'Зачем вам специалист из табачной компании, зачем из фармацевтики?' Но Копылова полагает: если он хороший управленец, то везде будет на своем месте. Ведь изучить продукт - дело нескольких недель. Объявления со словами вроде 'опыт работы с алкогольной продукцией' ограничивают и без того небогатый выбор.
Стоит обратить внимание на оставляемые в объявлении координаты для обратной связи. Если компания ищет сотрудника на управленческую позицию, то указать адрес электронной почты или факса еще можно. Но, когда речь идет о поиске среднего менеджмента и низшего персонала, в объявлении лучше оставлять местный телефон, где на звонки будет отвечать диспетчер. Для этого можно нанять кого-нибудь из местных жителей, который будет принимать звонки на свой домашний телефон и сообщать дату собеседования.
Ведомости
Юлия А. Васильева